Компания РосБезопасность — специализированная организация, располагающая штатом экспертов, обладающих значительным опытом и знаниями в вопросах разработки документации по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно энергетического комплекса.

Заказать аудит документации в области обеспечения безопасности объекта топливно энергетического комплекса на предмет ее соответствия действующим нормативно правовым актам и фактическому состоянию объекта ТЭК Вы можете у нас на сайте.
Данную услугу компания РосБезопасность оказывает во всех субъектах РФ для объектов ТЭК различных отраслей энергетики, которые эксплуатируются как государственными, так и коммерческими учреждениями (организациями). 

Аудит безопасности объекта топливно энергетического комплекса – это добровольная, независимая оценка имеющейся на объекте топливно энергетического комплекса документации в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на предмет ее соответствия действующим нормативно правовым актам и фактическому состоянию объекта ТЭК.
В соответствии с п. 1, ст. 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон) субъекты топливно энергетического комплекса обязаны выполнять требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности в отношении объектов топливно энергетического комплекса.

В соответствии с п. 1, ст. 7 Закона обязательные для соблюдения требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно энергетического комплекса устанавливает Правительство РФ.

В соответствии с п. 2, 3, 8, 14, ст. 2 Закона:

Антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса — состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса — состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса — правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

К каким объектам ТЭК предъявляются обязательные для соблюдения требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности

В настоящее время действует 2 (два) постановления Правительства РФ, которые устанавливают обязательные для выполнения требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно энергетического комплекса (далее – Требования) различных отраслей ТЭК (теплоснабжение, электроэнергетика, добыча (транспортировка, переработка, хранение) газа и газоснабжение, добыча (транспортировка, переработка, снабжение) нефти (нефтепродуктов), переработка (хранение, снабжение) угля (сланца, торфа)). Данные Требования предусматривают необходимость отнесения объекта ТЭК к определенной категории опасности, а также разработку акта обследования, акта категорирования и паспорта безопасности ТЭК.
Таким образом практически в отношении любого объекта топливно энергетического комплекса за редким исключением установлены обязательные для выполнения Требования.

Зачем проводить аудит безопасности объекта топливно энергетического комплекса

Целесообразно проводить аудит безопасности объекта ТЭК в трех случаях:

  1. В пользовании субъекта топливно энергетического комплекса имеется объект ТЭК в отношении которого отсутствуют какие либо документы в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и владелец данного объекта ТЭК не может самостоятельно определить какие Требования направленные на обеспечение безопасности и АТЗ применяются в его отношении, а также определить применяются ли в принципе к данному типу объекта топливно энергетического комплекса какие либо Требования.
  2.  На объект ТЭК имеются не подписанные и не согласованные с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) проекты акта обследования, акта категорирования и паспорта безопасности которые необходимо проверить на предмет их соответствия действующим нормативно правовым актам в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности ТЭК.
  3.  На объект ТЭК имеются подписанные и согласованные с соответствующими территориальными подразделениями ФОИВ акт обследования, акт категорирования и паспорт безопасности, с которыми субъект ТЭК по каким-либо причинам не согласен.

В соответствии с действующим законодательством обязательными документами по безопасности и антитеррористической защищенности для объектов ТЭК являются:

  • акт обследования;
  • акт категорирования;
  • паспорт безопасности;
  • план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ТЭК.

Указанные документы являются основополагающими в вопросе построения системы физической защиты объекта ТЭК, которая включает в себя:

  • организационные меры (установление пропускного и внутриобъектового режима, подготовка и обучение работников, разработка инструкций и алгоритмов действий работников, а также иные внутренние организационно распорядительные документы);
  • инженерно технические меры (оснащение (дооснащение) объекта ТЭК инженерно техническими средствами охраны;
  • меры физической защиты (привлечение охранной организации);

Стоит отметить, что объемы указанных мер зависят от Требований, в соответствии с которыми оформлены акты и паспорт, а также от присвоенной объекту ТЭК категории. Срок, в течении которого субъект ТЭК обязан реализовать указанные меры также определен Требованиями.

Таким образом от качества подготовки акта обследования, акта категорирования и Паспорта безопасности объекта ТЭК зависит целый комплекс дорогостоящих и трудозатратных мероприятий, которые обязан реализовать субъект топливно энергетического комплекса.

Что необходимо для проведения аудита объекта ТЭК по безопасности и антитеррористической защищенности

Для качественного и всестороннего аудита объекта ТЭК необходимо:

  1. Обеспечить доступ нашим экспертам на объект ТЭК.
  2. Предоставить акт обследования (при наличии).
  3.  Предоставить акт категорирования (при наличии).
  4.  Предоставить паспорт безопасности объекта ТЭК (при наличии).
  5.  Предоставить имеющиеся инженерно технические документы на объекты капитального строительства входящие в состав объекта ТЭК, документы на земельный участок, техническую документацию на имеющиеся инженерно технические средства охраны.
  6.  Иные документы в зависимости от целей аудита и особенностей объекта ТЭК.

Цель проведения аудита безопасности ТЭК

На практике субъекты топливно энергетического комплекса сталкиваются с различными ситуациями, в которых может потребоваться аудит безопасности ТЭК, например:

  • изучение объекта ТЭК на предмет применения в его отношении тех или иных Требований по обеспечению безопасности и АТЗ;
  • проверка корректности (правильности) определения (установления) категории объекта ТЭК;
  • подтверждение правильности определения потенциально опасных участков и/или критических элементов объекта ТЭК;
  • анализ соответствия разработанного акта обследования объекта топливно энергетического комплекса Требованиям;
  • анализ соответствия разработанного акта категорирования объекта топливно энергетического комплекса Требованиям;
  • анализ соответствия разработанного паспорта безопасности объекта ТЭК Требованиям;
  • анализ соответствия разработанных организационно распорядительных документов, направленных на обеспечение безопасности объекта ТЭК Требованиям;
  • обследование объекта ТЭК на предмет его соответствия Требованиям;
  • обследование (изучение) объекта ТЭК на предмет его соответствия разработанным документам по безопасности и антитеррористической защищенности;
  • изучение объекта ТЭК и имеющихся документов на предмет наличия оснований для изменения присвоенной категории (снижение и/или увеличение категории);
  • анализ имеющегося паспорта безопасности объекта ТЭК на предмет необходимости его актуализации;
  • анализ имеющегося паспорта безопасности объекта ТЭК на предмет необходимости его корректировки;
  • анализ имеющихся организационно распорядительных документов в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на предмет необходимости их актуализации (переработки);

Стоимость аудита документации по безопасности объекта ТЭК

Обращаясь в компанию РосБезопасность – Вы обращаетесь в команду профессионалов, которые отчетливо понимают, что не существует одинаковых объектов топливно энергетического комплекса и поэтому определение цены аудита осуществляется индивидуально.

Основными показателями, которые учитываются при формировании стоимости являются:

  • месторасположение объекта ТЭК;
  • площадь зданий (строений, сооружений), входящих в состав объекта ТЭК;
  • площадь земельного участка, занимаемого объектом ТЭК;
  • степень защиты информации, содержащейся в акте обследования, акте категорирования, а также в паспорте безопасности объекта ТЭК («Для служебного пользования», «Секретно»);

Наши специалисты могут запросить дополнительные уточняющие сведения.

Срок проведения аудита ТЭК

Срок аудита определяется индивидуально в зависимости от цели его проведения, месторасположения объекта топливно энергетического комплекса и его особенностей.

ВАЖНО

В случае привлечения для аудита документации (объекта ТЭК) в области безопасности и антитеррористической защищенности специализированной организации необходимо учесть, что данная документация содержит сведения, которые являются служебной информацией ограниченного распространения и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях документация может иметь гриф секретности.

Привлекая для аудита специализированную организацию удостоверьтесь в ее возможности обеспечить защиту информации, а именно в наличии у нее действующих Аттестатов соответствия требованиям защиты информации (ФСТЭК России) на средства вычислительной техники и помещения, в которых планируется работа с указанной информацией, а также наличие действующей Лицензии ФСБ на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну. 

Ответственность за невыполнение Требований по обеспечению безопасности ТЭК

В соответствии с действующим законодательством выполнение Требований по безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно энергетического комплекса является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ.

КоАП РФ «Статья 20.30. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

​​​​​​​УК РФ «Статья 217.1. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

Последние новости

Перейти в раздел
17.10.2025

Антитеррористическая защищенность

Антитеррористическая защищенность

Компания РосБезопасность — специализированная организация, располагающая штатом квалифицированных сотрудников и всеми необходимыми разрешительными документами, которые дают право нашим экспертам принимать участие в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Заказать услуги в области обеспечения антитеррористической безопасности объекта (территории) Вы можете у нас на сайте.
Услуги в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) компания РосБезопасность оказывает для объектов (территорий) расположенных на территории Москвы и Московской области, в отдельных случаях для объектов, расположенных на территории других субъектов РФ.

Вопросы обеспечения антитеррористической защищенности объектов и территорий регулируются Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно закона о противодействии терроризму:
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) (АТЗ объекта) — это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Под местом массового пребывания людей (ММПЛ) согласно 35 ФЗ понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Перечень основных террористических угроз на объектах (территориях) определяется Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 № 1196. Перечень включает 5 (пять) основных угроз.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности того или иного объекта (территории) возложена на правообладателя объекта (территории). Действующим законодательством под правообладателем понимается юридическое (физическое) лицо, владеющее объектом (территорией) на праве собственности или ином законном основании (договор аренды, оперативного управления и т.п.).

Виды объектов (территорий) на которые распространяется законодательство АТЗ

Для целей ФЗ 35 под объектом (территорией) понимается комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения и сооружения), части зданий (строений и сооружений) — помещения, а также территории (земельные участки) на которых они располагаются и которые относятся к ведению или сфере деятельности того или иного Федерального органа исполнительной власти. К объектам (территориям) в отношении которых необходимо выполнять мероприятия по антитеррористической защищенности относятся объекты: здравоохранения, культуры, спорта, места массового пребывания людей, подлежащие обязательной охране Росгвардией, космической инфраструктуры, Росатома, размещения людей (гостиницы и т.п.), банковской сферы, сельского хозяйства, образования, связи, религиозного назначения, торговли, водоснабжения и водоотведения, промышленности, а также иные объекты (территории) находящиеся в собственности государственных органов различных уровней, либо относящиеся к сфере их деятельности.
Согласно действующего законодательства Российской Федерации:
Земельный участок (территория) — это недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Здание (строение) – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Помещение — часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов

В настоящее время в рамках обеспечения АТЗ различных объектов (территорий) действует 49 (сорок девять) нормативно правовых акта (постановления Правительства РФ (ПП РФ)), которыми устанавливаются основные Требования по обеспечению АТЗ объектов и территорий различных видов деятельности и относящихся к ведению или сфере деятельности различных Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
При обеспечении антитеррористической безопасности объектов и территорий необходимо учитывать принадлежность (отношение) эксплуатирующей их организации к тому или иному ФОИВ, вид осуществляемой на объекте деятельности и присвоенную категорию по антитеррористической защищенности.

Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности

Фактически мероприятия в области антитеррористической защищенности, которые обязан реализовать правообладатель в отношении объекта (территории) состоят из нескольких основных этапов:

1. Организовать процедуру обследования и категорирования объекта (территории) по антитеррористической защищенности. Данная процедура должна проводиться межведомственной комиссией (МВК). Категорирование является основополагающим вопросом обеспечения АТЗ объекта, т.к. именно по результатам его проведения объекту (территории) присваивается категория по антитеррористической защищенности, которая определяет систему мер обязательную к реализации на объекте. Чем выше категория, тем более серьезные требования предъявляются к объекту. Также на данном этапе перед межведомственной комиссией стоит задача по изучение принятых на объекте мер, направленных на обеспечение его антитеррористической защищенности и оценка их соответствия мерам, определяемым Требованиями законов. На этапе обследования и категорирования правообладатель объекта (территории) для участия в работе МВК имеет право привлечь специализированную организацию, что поспособствует более качественному проведению данной процедуры. Объекту может быть присвоена одна из категорий по антитеррористической защищенности (количество категорий и критерии категорированию устанавливаются ПП РФ в соответствии с которым организована процедура категорирования). Результатом выполнения данного этапа является подписанный всеми членами межведомственной комиссии акт обследования и категорирования объекта (территории).

2. Обеспечить разработку и согласование паспорта безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта должен быть разработан на основании результатов работы МВК, приведенных в акте обследования и категорирования и в строгом соответствии с формой, утвержденной тем или иным постановлением Правительства РФ. В отдельных случаях (в зависимости от применяемого ПП РФ) паспорт безопасности должен быть подписан всеми членами межведомственной комиссии. Паспорт безопасности объекта (территории) подлежит обязательному согласованию с руководителями территориальных подразделений МЧС, МВД, Росгвардии, ФСБ (количество согласующих госорганов зависит от применяемого ПП РФ) и утверждению руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ (руководителем органа местного самоуправления) (необходимость утверждения паспорта в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления определяется в зависимости от применяемого НПА). Результатом выполнения данного этапа является согласованный со всеми заинтересованными госорганами паспорт безопасности объекта (территории).

3. Обеспечить охрану объекта путем привлечения ведомственной (вневедомственной) охраны, частной охранной организации (ЧОО) или путем создания собственной службы безопасности. В отдельных случаях охрана объекта может осуществляться только подразделениями (организациями) Росгвардии. Перечень объектов подлежащих обязательной охране Росгвардии приведен в Распоряжении Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р. Кроме того, ряд ограничений по охране объектов (территорий) устанавливается Приложением 1 постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587. Стоит отметить, что охрану объекта (территории), в отношении которого установлены требования по антитеррористической защищенности имеют право осуществлять ЧОО соответствующие п. 7 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

4. Обеспечить подготовку технического задания на проектирование инженерно-технических средств охраны (ИТСО). Для подготовки задания на проектирование ИТСО необходимо привлечение специализированной организации.  Данное мероприятие проводится при условии что инженерно технические меры реализуемые на объекте (территории) не в полном объеме удовлетворяют Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.

5. Организовать (на основании задания на проектирование ИТСО) путем привлечения специализированной организации подготовку проектной документации на оснащение (дооснащение) объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны с целью приведения объекта (территории) в соответствие Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.

6. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

7. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.

Руководящие документы

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Законодательство по антитеррористической защищенности».

Читать
25.08.2025

Постановление Правительства РФ № 471 от 19.04.2019

Постановление Правительства РФ № 471 от 19.04.2019

Постановление Правительства РФ от 19.04.2019 № 471 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (ред. от 13.11.2019) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов Минтранса России, Росжелдора, Росавтодора, Росморречфлота, Росавиации, Ространснадзора их территориальных органов и подведомственных организаций включенных в перечень объектов (территорий) подлежащих антитеррористической защищенности. Требования распространяются на комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения, сооружения и прилегающую к ним территорию, правообладателями которых являются Минтранс России, Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот, Росавиация, Ространснадзор их территориальные органы и подведомственные организации. В данном нормативно-правовом акте определен порядок организации обследования и категорирования объектов и образец формы паспорта безопасности объектов Минтранса России, Росжелдора, Росавтодора, Росморречфлота, Росавиации, Ространснадзора. В работе межведомственной комиссии согласно данного постановления помимо представителей правообладателя принимают участие представители территориальных органов ФСБ, Росгвардии и по усмотрению правообладателя объекта представители специализированной организации. Согласование паспорта безопасности объекта Минтранса России, Росжелдора, Росавтодора, Росморречфлота, Росавиации, Ространснадзора осуществляется с руководителями территориальных органов ФСБ, Росгвардии и МЧС. Бесплатно скачать последнюю действующую редакцию постановления Правительства РФ № 471 от 19.04.2019 Вы можете у нас на сайте.

Читать
19.10.2024

У МЧС появится мобильный комплекс для разрушения взрывоопасных веществ

У МЧС появится мобильный комплекс для разрушения взрывоопасных веществ

Комплекс может использоваться в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий на взрывоопасных объектах. С его помощью можно будет избежать человеческих жертв и снизить размер социально экономического ущерба от возникновения ЧС.

Как отметил один из специалистов компании-разработчика, робот предназначен для выполнения взрывотехнических работ с применением гидроразрушителя и встроенной замораживающей установки.

«Шестизарядный гидроразрушитель используется для того, чтобы разрушить взрывоопасный предмет. Сначала мы используем криогенную установку, жидким азотом замораживаем подозрительный предмет, а потом уже применяем гидроразрушитель», — сказал представитель разработчика. По его словам, после замораживания взрывоопасного предмета он уничтожается под сильным давлением водной струи. «Это уникальная российская разработка, аналогов нет» — отметил он.

Комплекс проходит испытания, довести устройство до серийного производства планируется в ближайшее время. «Один образец отдадим на опытную эксплуатацию в МЧС, чтобы они откатали и дали замечания, планируем это сделать в следующем году», — сказал собеседник агентства.

В этом году выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех» проходит в 18-й раз, традиционно площадкой для размещения экспозиции стал ВВЦ. Площадь выставки составляет 25,5 тысячи квадратных метров. В рамках форума посетители могут увидеть полицейскую и военную технику, средства охраны и обеспечения безопасности, медицинское оборудование для оказания экстренной помощи.

По данным организаторов, в «Интерполитехе» принимают участие 473 организации, в том числе более 60 компаний из 19 стран, среди которых Китай, Болгария, Израиль, Нидерланды, Швеция, Бельгия, Чехия, Германия, Италия, Индия. В этом году более 100 участников представили в каталог свои инновационные решения — бронеавтомобили, многофункциональные робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты и катера, защитные костюмы и поисково-досмотровая техника, специальные средства связи. Все эти средства помогут повысить уровень антитеррористической защищенности объектов.

Читать